Топлива для сельскохозяйственной техники остается актуальной задачей. При выборе вида альтернативного топлива для мобильной сельскохозяйственной техники учитывают специфику применения моторного топлива, включающую необходимость полевой заправки тракторов и комбайнов при подъезде к ним передвижных автогазозаправщиков по грунтовым дорогам в сложных погодных условиях. На центральной усадьбе и в отделениях устанавливают стационарные газобаллонные модули, в которых аккумулируется необходимый запас газомоторного топлива для заправки автотракторной техники в период отсутствия передвижных автогазозаправщиков. Кроме того, для исключения потерь производительности мобильной сельскохозяйственной техники за счёт дополнительных заправок в поле бортовая топливная система тракторов обеспечивает запас топлива для непрерывной работы на энергоемких операциях в течение 10 часов.
Сегодня топливные затраты сельскохозяйственных предприятий составляют большую часть в структуре себестоимости продукции и продолжают расти, в связи с чем снижение топливных издержек становится приоритетным вопросом для предприятий агропромышленного комплекса. Наиболее эффективным способом снижения затрат на топливо является перевод техники на природный газ (метан). Стоимость 1 куб. м метана в среднем по России составляет 15 руб., что в три раза дешевле бензина и дизельного топлива. Для сравнения 100 км пути грузовой техники на дизеле обойдется в 1 188 руб., на бензине — 1 474 руб., а на метане — 526 руб.
Для стимулирования сельхозпроизводителей на закупку газомоторной техники и переоборудования уже имеющейся, для работы на природном газе, аграрное ведомство рассматривает возможность введения дополнительных мер господдержки: субсидирование производителей сельхозтехники, льготные кредиты и лизинговые программы для предприятий АПК, возмещение затрат на создание газозаправочных комплексов и переоборудование техники на метан. Также по договоренности с Минпромторгом России планируется снизить стоимость газомоторной техники сельскохозяйственного назначения. Аграрное ведомство рассматривает переход сельхозмашин на природный газ в качестве эффективного инструмента для повышения экономических показателей предприятий. В связи с этим в отдельных регионах могут быть реализованы пилотные проекты по переводу сельхозмашин на экологичное топливо.
Одним из активных регионов по переводу сельхозпредприятий на газ является Республика Татарстан. Сегодня в республике порядка 250 единиц газомоторной сельскохозяйственной техники.
На юге действуют 46 газозаправочных станций сети «Газпром» открытого доступа: в Краснодарском крае – 14 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), в Ростовской области – 11 АГНКС, в Ставропольском крае – 14 АГНКС, в Волгоградской области – 6 АГНКС, в Астраханской области – 1 АГНКС. До 2021 года сеть АГНКС «Газпром» в южных сельскохозяйственных регионах увеличится еще на 20 газозаправочных объектов. В Республике Татарстан в настоящий момент заправку транспорта природным газом обеспечивают 19 АГНКС, планируется строительство еще 3 станций. Кроме этого, для доставки топлива используются передвижные автомобильные газовые заправщики (ПАГЗ). Сегодня российский автопром уже выпускает более 150 моделей транспорта на метане, в том числе тракторы и грузовые автомобили. Благодаря государственному субсидированию производителей газомоторной техники у потребителей есть возможность приобрести её со значительной скидкой. Так, например, российские тракторы обходятся на 245-315 тыс. руб. дешевле, а грузовая техника полной массой более 11 тонн – на 1,5 млн руб меньше. Также «Газпром газомоторное топливо» реализует ряд специальных программ для юридических и физических лиц, в рамках которых возможны получения до 3 тыс. куб. м природного газа бесплатно, установка газового оборудования на условиях аренды. Примером успешного проекта по использованию природного газа в сельском хозяйстве является опыт СПК «Казьминский» в Ставропольском крае. Предприятие эксплуатирует 113 единиц газомоторной техники, для обеспечения автопарка предприятия построена современная АГНКС «Газпром». Использование метана позволило сэкономить предприятию 7 млн рублей за полгода.
Переходят на экономичное топливо и крупные агрохолдинги. По данным Минсельхоза России, в стране эксплуатируется порядка 1,6 тыс. единиц газомоторной сельхозтехники, преимущественно в Ростовской, Свердловской областях, Краснодарском и Ставропольском краях, а также Республике Татарстан.
Экономическое преимущество использования метана в качестве моторного топлива для сельхозтехники подтверждается опытом крупных агропромышленных комплексов. Мы понимаем специфику сегмента, поэтому готовы обеспечить заправку в непосредственной близости от крупных предприятий путем предоставления передвижны автогазозаправщиков. К тому же газовая техника не дымит, как дизельная или бензиновая, что очень важно для сельхозпроизводителей, радеющих за экологически чистый продукт.
Источник: «АПК Эксперт»