Термин "халяль" уже давно вышел за рамки понятия разрешенных для мусульман продуктов питания. Сегодня так вполне можно назвать отдельную сферу экономики, охватывающую предприятия пищевой и легкой промышленности, производство парфюмерии и косметики, медицинские услуги, финансы, образование, туризм.
По оценке председателя комитета по стандарту халяль при Духовном управлении мусульман (ДУМ) Татарстана Марата Низамова, эта индустрия ежегодно растет на 10-15 процентов. В том, какое место она занимает в экономике регионов ПФО, решили разобраться корреспонденты "РГ".
Ценник оправдан?
Изначально халяль - это все то, что разрешено и допустимо в исламе. Но теперь соответствующая маркировка на товарах или дверях заведений сферы услуг позиционируется как определенный уровень качества.
- Эта продукция сейчас не несет в себе только религиозное содержание. Она направлена на то, чтобы сохранить здоровье человека, не только духовное, но и физическое. "Мы то, что мы едим" - эта присказка известна сотни лет. В большей степени это здоровый образ жизни. Если речь о пище, то она чистая, здоровая, без компонентов, заменяющих натуральные. Если говорить об услугах, то можно быть уверенным, что они выполняются по определенным нормам, без попытки схалтурить, обмануть клиента, - уверяет Марат Низамов.
Спрос на продукцию и услуги халяль, отмечает собеседник "РГ", увеличивается год от года. Отчасти это продиктовано ростом мусульманского населения, внимание на такие товары обращают и другие потребители. Не влияет даже более высокая стоимость.
- Грубо говоря, в колбасе с этикеткой "халяль" больше мяса. Этим и объясняется повышенная себестоимость. У производителей возникают дополнительные затраты на технологические процессы, исключение из состава дешевых ингредиентов. Но я бы не сказал, что продукция существенно дороже, разница с обычными товарами небольшая, - пояснил Низамов.
В настоящее время в реестре Комитета по стандарту халяль Татарстана зарегистрировано 120 предприятий, работающих в разных сферах. Их суммарный оборот оценивается в миллиарды рублей, но точной статистики нет, как не ведется ее и в рамках страны.
- Одна из птицефабрик недавно представила в комитет отчет, согласно которому она в 2017 году реализовала халяльной продукции на 500 миллионов рублей, рост составил 17,7 процента, - привел пример Марат Назимов.
Примечательно, что этот рынок осваивают бизнесмены не только в мусульманских регионах Поволжья. К примеру, крупнейший в стране производитель индейки (более 60 тысяч тонн мяса в год), расположенный в Пензенской области.
- Убой и переработка птицы, оборудования и помещения комплекса соответствуют требованиям халяль. Ежегодно предприятие проходит аудит Международного центра сертификации халяль. В 2017 году завод единственный в России получил сертификат ESMA, дающий право поставки халяльной продукции на территорию Объединенных Арабских Эмиратов, - говорит директор по маркетингу предприятия Дарья Лащенко.
По итогам 2017 года доля продаж халяльной продукции у них составила порядка десяти процентов от общего объема, и спрос продолжает расти. Следует отметить, что ряд потребителей, не соблюдающих в повседневной жизни требования халяль, отдают предпочтение данному виду продукции, считая его гарантированно безопасным и более качественным.
- Мы регулярно получаем обратную связь от наших покупателей с просьбой расширить линейку халяльной продукции в группе рубленых полуфабрикатов или маринадов, - уточнила Дарья Лащенко.
Птица для заграницы
Несмотря на высокий спрос, внутренний рынок все же органичен. По данным комитета по стандарту халяль Татарстана, в прошлом году в регионе был зафиксирован даже переизбыток куриного мяса. А потому местные производители пытаются организовать экспорт. Определенные успехи уже есть. В нескольких странах Ближнего Востока представлены кондитерские изделия казанских фабрик. Интерес проявляют также Малайзия и Индонезия. Но, чтобы поставлять мясо, необходимо пройти аккредитацию и сертификацию по стандартам государств-импортеров. Процесс долгий и дорогостоящий, однако в республике уверены, что в этом году его удастся завершить.
Пензенские производители индейки первую партию продукции весом 3,2 тонны отправили в ОАЭ в марте прошлого года. Это ветчина и деликатесы из мяса птицы. Вторая партия уже составила семь тонн полуфабрикатов широкого ассортимента. Были поставки в страны Африки и те же ОАЭ у предприятий Марий Эл.
В том же направлении работают и предприятия Республики Башкортостан (РБ), но пока они не смогли сертифицировать продукцию маркой халяль по международным стандартам.
- Мы провели переговоры с Турцией, ОАЭ и ведем с Малайзией. Они желают, чтобы их представители вместе с нами проверили предприятия, претендующие на поставку своей продукции за границу под знаком "Халяль". Мы, конечно, готовы на такое сотрудничество, - пояснил "РГ" советник президента Торгово-промышленной палаты (ТПП) РБ Тимур Шангареев.
При этом, как отмечают в организации, рынок халяльной продукции перенасыщен, и здесь придется на равных конкурировать с другими поставщиками. Конечно, регион мог бы стать первыми в экспорте меда, но для этого необходимо заниматься продвижением, ведь об уникальной башкирской пчеле, увы, знают далеко не все. У ТПП РБ по этому поводу есть бизнес-план, насколько он окажется удачным - покажет время. За рубежом уже сегодня существует спрос на башкирскую говядину, однако в республике ее производится так мало, что хватает лишь для внутреннего потребления.
Гостеприимство по канонам
Получившая недавно право на выдачу сертификатов продукции халяль ТПП РБ решила подтолкнуть предпринимателей к созданию еще и туристических услуг, способных удовлетворить гостей из мусульманских стран.
- После волнений, связанных с мигрантами-мусульманами, поток туристов из Арабских Эмиратов, Малайзии, стран Ближнего Востока в Европу уменьшился. Они ищут для отдыха новые маршруты. Тут самое время предложить им нашу республику, где развитая система санаториев, красивая природа и есть интересные для мусульман места. Но для этого нам кроме магазинов и кафе нужны гостиницы, парикмахерские, финансовые и иные учреждения марки халяль, - говорит советник президента ТПП РБ Тимур Шангареев.
Палата уже начала работу в данном направлении с некоторыми гостиницами Уфы. Сейчас в них оборудуют специальные номера, где будут содержаться указатели направления на Киблу, экземпляр Корана, коврик для намаза и кувшин для омовения. Для клиентов организуют халяльное питание и возможность во время поста совершить утренний (до восхода солнца) и вечерний (после захода солнца) прием пищи.
- Обычно мусульмане из ОАЭ или Саудовской Аравии путешествуют большими семьями. И это люди не бедные, готовые потратить деньги на отдых. Заинтересованность с той стороны мы уже видим, с нашей надеемся также найти отклик. Технически организовать это несложно, главное - подобрать и обучить персонал, который понимал бы специфику халяльных услуг, - говорит Шангареев.
В том же направлении мыслят и в Татарстане. В ближайшем будущем на территории республики появятся гостиничные комплексы, работающие по стандарту халяль, и даже отдельный "туристический халяльный кластер", включающий базы отдыха, интересные маршруты. Причем идея этого направления основана именно на наличии обращений со стороны потенциальных клиентов.
Кстати
В Татарстане халяльным животным вживят электронные чипы. Для этого комитетом по стандарту халяль будет сертифицирован уже действующий в республике проект. Животному в младенческом возрасте вводят под кожу чип, с помощью которого фиксируются все сведения о его выращивании. К слову, это одно из требований Всемирной торговой организации. "Покупатель сможет навести свой смартфон на специальный код на продукте и получить информацию, в каких условиях содержалось животное, как проведен убой, как мясо хранилось и перевозилось", - пояснили в комитете.
Комментарий
Анатолий Тихонов, руководитель Центра международного агробизнеса и продовольственной безопасности РАНХиГС:
- Мировой рынок халяльных продуктов растет стремительно - его оборот увеличился с 500 миллиардов долларов в 2009 году до 2,3 триллиона в 2015-м. В 2020 году, по прогнозам, он достигнет 2,6 триллиона долларов. В России халяльная продукция занимает от 20 до 30 процентов всего рынка продуктов питания. К сожалению, официальной статистики не ведется, поэтому имеющиеся оценки дают большой разброс - в диапазоне от 1,5 до 3 триллионов рублей.
Как правило, халяльная продукция дороже нехаляльной (по некоторым позициям - на 30-40 процентов), поскольку считается более сложной в производстве и более качественной. Отмечу также, что есть определенные ниши, не занятые отечественными компаниями, например продукты глубокой переработки (халяльные куриные наггетсы или бургеры), иные полуфабрикаты, детское питание, деликатесы, специи и соусы, медикаменты.
Таким же бизнесом, как и само производство халяль-продукции, стала выдача халяль-сертификатов - занятие весьма прибыльное. При этом в некоторых регионах маркировка халяль используется в чисто маркетинговых целях. Чтобы не допустить дискредитации и контролировать стандарты производства, транспортировки, хранения и торговли данной продукцией, при духовных управлениях мусульман стали создаваться специальные центры сертификации. Однако это не спасает положение, поскольку у производителей нет ответственности за использование марки халяль, и многие недобросовестные участники рынка вводят потребителей в заблуждение.
Источник: Российская Газета