Предложены способы реального снижения экологических затрат для крупных предприятий пищевой промышленности. Наиболее действенным направлением этого является создание собственного переработчика, обеспечивающего безотходную утилизацию органических отходов с получением продукции.
С 1 января 2019 года вступили в силу положения Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ [1], касающиеся применения к предприятиям мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды в зависимости от категории объекта негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 [2] наиболее крупные предприятия пищевой отрасли отнесены к I категории, оказывающей значительное негативное воздействие на окружающую среду (НВОС):
-производство мяса и мясопродуктов (с проектной производительностью 50 тонн готовой продукции в сутки и более);
-изготовление растительных и животных масел и жиров (с проектной производительностью 75 тонн готовой продукции в сутки и более);
-выпуск продукции из картофеля, фруктов и овощей (с проектной производительностью 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель) и более);
-производство молочной продукции (с проектной производительностью 200 тонн перерабатываемого молока в сутки (среднегодовой показатель) и более);
-разведение сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 40 тыс. птицемест и более);
-выращивание и разведение свиней (с проектной мощностью 2000 мест и более), свиноматок (с проектной мощностью 750 мест и более);
-выработка и консервирование мяса в части, касающейся выполнения работ по убою животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях.
Для предприятий I категории по НВОС необходимо согласно Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ [3]:
-Получение комплексного экологического разрешения (КЭР).
-Обязательное внедрение наилучших доступных технологий (НДТ) согласно утвержденных информационно-технологических справочников (ИТС) для обеспечения допустимого технологического воздействия на окружающую среду
-Оборудовать стационарные источники выбросов и сбросов автоматическими средствами измерения объема или массы загрязняющих веществ, фиксации данных и передачи их контролирующим органам.
Все это потребует очень значительных затрат.
За отсутствие или неправильное оформление природоохранной документации, а также правил обращения с отходами, Административным кодексом РФ предусмотрены значительные штрафы. С 17.06.2019 г. они расширены и увеличены и могут достигать 900 тысяч рублей (Федеральный закон от 17.06.2019 г. № 141-ФЗ [4]).
Вышеперечисленные изменения законодательства делают чрезвычайно актуальными любые возможности уменьшения экологических затрат производственных предприятий, относящихся к I категории по НВОС.
За счет грамотной оптимизации программы утилизации отходов и приведения природоохранной документации предприятий в соответствие с требованиями экологического законодательства можно добиться существенной экономии.
На основании обследования предприятия, анализа природоохранной документации и действующей системы утилизации отходов разрабатывается программа снижения экологических затрат:
-Приведение природоохранной документации предприятий в соответствие с требованиями законодательства для предотвращения штрафов.
-Снижение расходов на утилизацию отходов (выделение и продажа вторсырья, получение продукции из отходов, уменьшение количества отходов, размещаемых на полигонах, снижение платы за НВОС и др.).
-Сокращение на 30-50% экосбора в системе расширенной ответственности производителей и импортеров за счет утилизации отходов от использования товаров и упаковочных материалов.
-Создание собственного переработчика отходов или управляющей компании по комплексной утилизации отходов. Данное направление особо актуально для крупных предприятий пищевой промышленности с учетом планов Правительства РФ по полному запрету захоронения органических отходов на полигонах.
Отходы пищевых предприятий могут быть переработаны с получением следующих видов продукции:компост и технические грунты; корма для животных; биогаз и удобрения.
Все перечисленные направления достаточно перспективны и у каждого есть свои достоинства. Сочетание ускоренного компостирования пищевых отходов с переработкой полимерных упаковочных материалов методом пиролиза позволяет создать высокорентабельное производство по безотходной переработке отходов пищевых предприятий и других органических отходов с получением продукции (компоста, печных топлив, пироуглерода).
Затраты на содержание предприятия по безотходной утилизации органических отходов составляют 65-99 млн рублей. Причем, инвестирование может быть осуществлено в два этапа:
1 этап: 20-24 млн рублей – создание действующего производства с объемом переработки до 400 тонн/месяц. На этом этапе осуществляется оборудование производственной площадки, пуск производства и получение полного комплекта разрешительной документации и лицензии на утилизацию до 1200 видов отходов. Переработка отходов и реализация продукции обеспечивают прибыль до 2,8 млн рублей/месяц или до 33,6 млн рублей/год. Срок окупаемости инвестиций на первом этапе составляет 9-13 месяцев.
2 этап: 45-75 млн рублей на дооснащение участка пиролиза и создание высокопроизводительного участка ускоренного компостирования. Объем утилизации отходов возрастает до 2300 тонн/месяц. Прибыль составляет до 22,2 млн рублей/месяц или до 266,4 млн рублей/год. Срок окупаемости инвестиций составляет 3-4 месяца. При такой высокой окупаемости инвестиций на втором этапе финансирование можно будет привлечь на кредитной основе.
71% доходов обеспечивает плата за утилизацию отходов (неликвидов пищевого производства, биологических отходов, отходов древесины, сельскохозяйственных отходов и др.), а 29% получаются за счет реализации полученной продукции.
С учетом большого объема переработки органических отходов средства для создания предприятия-переработчика могут быть привлечены от нескольких предприятий пищевой промышленности и (или) сельхозпроизводителей одного региона на долевой основе.
Полное решение проблемы с утилизацией отходов позволит предприятиям:
облегчить получение КЭР;
избежать штрафных санкций в области обращения с отходами (все отходы передаются в собственность лицензированному переработчику и полностью утилизируются);
обратиться в Правительство РФ с ходатайством о снижении категории НВОС, так как предприятия пищевой промышленности отнесены в I категорию только из-за нерешенных проблем с отходами.
С.И. Яковлев, кандидат технических наук,
Советник Генерального директора ООО Фирма «ЭКОТРАК»
Список литературы:
Федеральный закон от 21.07.2014 г. №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 г. №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».
Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Федеральный закон от 17.06.2019 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Источник: «ПищеПромЭксперт»