Выберите ваш город
Или укажите в поле
Главная Архив новостей Новости проекта Снижение экологических затрат крупных предприятий пищевой промышленности

Снижение экологических затрат крупных предприятий пищевой промышленности

15 мая 2020
Снижение экологических затрат крупных предприятий пищевой промышленности

Предложены способы реального снижения экологических затрат для крупных предприятий пищевой промышленности. Наиболее действенным направлением этого является создание собственного переработчика, обеспечивающего безотходную утилизацию органических отходов с получением продукции.

С 1 января 2019 года вступили в силу положения Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ [1], касающиеся применения к предприятиям мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды в зависимости от категории объекта негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 [2] наиболее крупные предприятия пищевой отрасли отнесены к I категории, оказывающей значительное негативное воздействие на окружающую среду (НВОС):

-производство мяса и мясопродуктов (с проектной производительностью 50 тонн готовой продукции в сутки и более);

-изготовление растительных и животных масел и жиров (с проектной производительностью 75 тонн готовой продукции в сутки и более);

-выпуск продукции из картофеля, фруктов и овощей (с проектной производительностью 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель) и более);

-производство молочной продукции (с проектной производительностью 200 тонн перерабатываемого молока в сутки (среднегодовой показатель) и более);

-разведение сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 40 тыс. птицемест и более);

-выращивание и разведение свиней (с проектной мощностью 2000 мест и более), свиноматок (с проектной мощностью 750 мест и более);

-выработка и консервирование мяса в части, касающейся выполнения работ по убою животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях.

Для предприятий I категории по НВОС необходимо согласно Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ [3]:

-Получение комплексного экологического разрешения (КЭР).

-Обязательное внедрение наилучших доступных технологий (НДТ) согласно утвержденных информационно-технологических справочников (ИТС) для обеспечения допустимого технологического воздействия на окружающую среду

-Оборудовать стационарные источники выбросов и сбросов автоматическими средствами измерения объема или массы загрязняющих веществ, фиксации данных и передачи их контролирующим органам.

Все это потребует очень значительных затрат.
За отсутствие или неправильное оформление природоохранной документации, а также правил обращения с отходами, Административным кодексом РФ предусмотрены значительные штрафы. С 17.06.2019 г. они расширены и увеличены и могут достигать 900 тысяч рублей (Федеральный закон от 17.06.2019 г. № 141-ФЗ [4]).

Вышеперечисленные изменения законодательства делают чрезвычайно актуальными любые возможности уменьшения экологических затрат производственных предприятий, относящихся к I категории по НВОС.

За счет грамотной оптимизации программы утилизации отходов и приведения природоохранной документации предприятий в соответствие с требованиями экологического законодательства можно добиться существенной экономии.

На основании обследования предприятия, анализа природоохранной документации и действующей системы утилизации отходов разрабатывается программа снижения экологических затрат:

-Приведение природоохранной документации предприятий в соответствие с требованиями законодательства для предотвращения штрафов.

-Снижение расходов на утилизацию отходов (выделение и продажа вторсырья, получение продукции из отходов, уменьшение количества отходов, размещаемых на полигонах, снижение платы за НВОС и др.).

-Сокращение на 30-50% экосбора в системе расширенной ответственности производителей и импортеров за счет утилизации отходов от использования товаров и упаковочных материалов.

-Создание собственного переработчика отходов или управляющей компании по комплексной утилизации отходов. Данное направление особо актуально для крупных предприятий пищевой промышленности с учетом планов Правительства РФ по полному запрету захоронения органических отходов на полигонах.

Отходы пищевых предприятий могут быть переработаны с получением следующих видов продукции:компост и технические грунты; корма для животных; биогаз и удобрения.

Все перечисленные направления достаточно перспективны и у каждого есть свои достоинства. Сочетание ускоренного компостирования пищевых отходов с переработкой полимерных упаковочных материалов методом пиролиза позволяет создать высокорентабельное производство по безотходной переработке отходов пищевых предприятий и других органических отходов с получением продукции (компоста, печных топлив, пироуглерода).

Затраты на содержание предприятия по безотходной утилизации органических отходов составляют 65-99 млн рублей. Причем, инвестирование может быть осуществлено в два этапа:

1 этап: 20-24 млн рублей – создание действующего производства с объемом переработки до 400 тонн/месяц. На этом этапе осуществляется оборудование производственной площадки, пуск производства и получение полного комплекта разрешительной документации и лицензии на утилизацию до 1200 видов отходов. Переработка отходов и реализация продукции обеспечивают прибыль до 2,8 млн рублей/месяц или до 33,6 млн рублей/год. Срок окупаемости инвестиций на первом этапе составляет 9-13 месяцев.

2 этап: 45-75 млн рублей на дооснащение участка пиролиза и создание высокопроизводительного участка ускоренного компостирования. Объем утилизации отходов возрастает до 2300 тонн/месяц. Прибыль составляет до 22,2 млн рублей/месяц или до 266,4 млн рублей/год. Срок окупаемости инвестиций составляет 3-4 месяца. При такой высокой окупаемости инвестиций на втором этапе финансирование можно будет привлечь на кредитной основе.

71% доходов обеспечивает плата за утилизацию отходов (неликвидов пищевого производства, биологических отходов, отходов древесины, сельскохозяйственных отходов и др.), а 29% получаются за счет реализации полученной продукции.
С учетом большого объема переработки органических отходов средства для создания предприятия-переработчика могут быть привлечены от нескольких предприятий пищевой промышленности и (или) сельхозпроизводителей одного региона на долевой основе.
Полное решение проблемы с утилизацией отходов позволит предприятиям:

облегчить получение КЭР;

избежать штрафных санкций в области обращения с отходами (все отходы передаются в собственность лицензированному переработчику и полностью утилизируются);

обратиться в Правительство РФ с ходатайством о снижении категории НВОС, так как предприятия пищевой промышленности отнесены в I категорию только из-за нерешенных проблем с отходами.


С.И. Яковлев, кандидат технических наук,
Советник Генерального директора ООО Фирма «ЭКОТРАК»


Список литературы:

Федеральный закон от 21.07.2014 г. №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 г. №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Федеральный закон от 17.06.2019 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Поделиться: