В настоящее время сельские территории являются важным ресурсом страны, в котором сосредоточен мощный экономический, природный, демографический и культурный потенциал. Развитие сельских территорий является перспективным шагом к увеличению производства сельскохозяйственной продукции и росту валового продукта в целом, а достижение устойчивого и динамичного развития сельских территорий позволит обеспечить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность экономики и благосостояние граждан.
Ключевым фактором устойчивого развития сельских территорий является развитие малых форм хозяйствования.
В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы определены приоритетные направления развития сельского хозяйства, в частности, и развитие малых форм хозяйствования в сельской местности. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 года показала положительную динамику развития малых форм хозяйствования на селе. В современной России устойчиво увеличивается количество микро- и малых предприятий с 20 тыс. в 2006 году до 24 тыс. единиц в 2016 году.
Также увеличилось количество личных подсобных хозяйств. По данным переписи, количество фермеров уменьшилось, но в большинстве своём, фермеры отошли от единоличного ведения подворья и объединились, укрупняя хозяйства, увеличивая общую площадь земли на одно хозяйство (+35% к 2006 году), а также увеличивая поголовье сельскохозяйственных животных и птицы (в 6 раз).
Фермерские хозяйства укрупняются, становятся устойчивыми и эффективными.
Малые товаропроизводители охватывают около половины (47,2%) производства сельскохозяйственной продукции и составляют сегодня основу агропромышленного комплекса. При этом они обеспечивают 78% всего объёма производства картофеля и овощей, а также около трети всего производства молока.
Личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы и предприятия выполняют на селе еще и социальные функции. Они обеспечивают занятость сельского населения, сохраняют и развивают сельские территории и традиционный образ жизни.
В развитии малых форм хозяйствования на селе значительную роль играет поддержка со стороны государства. Основной мерой государственной поддержки в рамках Госпрограммы является предоставление грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и на развитие материально-техничекой базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
С прошлого года грантовая поддержка малым формам хозяйствования оказывается в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, приведенными в Приложении № 9 к Госпрограмме. В соответствии с Правилами субъект Российской Федерации самостоятельно определяет приоритетные направления развития сельского хозяйства региона и объем их финансирования из средств «единой» субсидии.
Минсельхоз России рекомендует субъектам Российской Федерации в качестве одного из приоритетных направлений расходования средств «единой» субсидии определить развитие малых форм хозяйствования и направить на реализацию указанных мероприятий не менее 20% общего объема бюджетных ассигнований федерального бюджета.
На конец января 2018 г., по данным субъектов Российской Федерации, общий объём федеральных средств, направленный на грантовую поддержку КФХ и СПоК в 2017 году, увеличен по сравнению с 2016 годом на 8,5% и составил 8,9 млрд рублей (в 2016 г. – 8,2 млрд рублей) или 23% общего объема федеральных средств «единой» субсидии, в том числе:
на поддержку начинающих фермеров направлено – 3,7 млрд рублей, на развитие семейных животноводческих ферм – 3,7 млрд рублей и на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов – 1,5 млрд рублей.
Гранты предоставлены 2585 начинающим фермерам, 717 семейным животноводческим фермам и 173 кооперативам.
При этом увеличился средний размер гранта, предоставленный КФХ и СПоК: начинающие фермеры в среднем получили грант в размере 2,59 млн рублей, на одну семейную ферму получен грант в размере 6,05 млн рублей, в среднем на один кооператив предоставлено 10,82 млн рублей. Грантополучатели – КФХ создали 5300 новых постоянных рабочих мест в сельской местности, в кооперативах, получивших грантовую поддержку создали 738 новых рабочих мест. Получатели грантовой поддержки обеспечивают прирост производства и реализации сельскохозяйственной продукции на 33% (план – 10%).
По предварительной информации субъектов Российской Федерации, из общего объема федеральных средств «единой» субсидии, предусмотренных на 2018 год 39 млрд рублей на гранты фермерам и кооперативам, планируется направить не менее 9,7 млрд рублей или 25%. В хозяйствах фермеров - грантополучателей будет создано не менее 4316 новых постоянных рабочих мест в сельской местности, в кооперативах – 781 рабочее место.
Средства из бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) по ставке на 1 голову сельскохозяйственного животного (за исключением племенных животных) по ставке на 1 голову приобретённого племенного молодняка сельскохозяйственных животных (кроме приобретённого по импорту),
по ставке на 1 гектар площади под сельскохозяйственной культурой, по ставке на единицу объёма реализованной продукции растениеводства и (или) животноводства собственного производства. Также сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, включённым в перечень сельскохозяйственных организаций и крестьянских фермерских хозяйств для предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства на племенное маточное поголовье сельскохозяйственных животных, на племенных быков-производителей, оценённых по качеству потомства или находящихся в процессе оценки этого качества, а также крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей на поддержку начинающего фермера для разведения крупного рогатого скота мясного или молочного направлений в размере, не превышающем 3 млн. рублей, но не более 90 процентов затрат, для ведения иных видов деятельности в размере, не превышающем 1,5 млн. рублей, но не более 90 процентов затрат, при этом срок использования гранта на поддержку начинающего фермера составляет не более 18 месяцев с даты его получения.
Предоставляются субсидии на развитие семейной животноводческой фермы для разведения крупного рогатого скота мясного или молочного направлений в расчёте на одно крестьянское (фермерское) хозяйство в размере, не превышающем 30 млн. рублей, но не более 60 процентов затрат, для ведения иных видов деятельности в размере, не превышающем 21,6 млн. рублей, но не более 60 процентов затрат, при этом срок использования гранта на развитие семейной животноводческой фермы составляет не более 24 месяцев с даты его получения. Часть затрат семейной животноводческой фермы (не более 20 процентов) может быть обеспечена за счёт средств субъекта Российской Федерации. Планируемое таким хозяйством поголовье крупного рогатого скота молочного или мясного направлений, страусов, коз (овец) не должно превышать 300 голов основного маточного стада.
Предоставляется субсидия также на уплату процентов по кредитным договорам, заключенным до 31 декабря 2016 г., и займам, полученным до 31 декабря 2016 г.,
сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы в сумме, не превышающей 70 млн. рублей, но не более 60 процентов затрат. При этом часть затрат сельскохозяйственного потребительского кооператива (не более 20 процентов) может быть обеспечена за счет средств субъекта Российской Федерации. Срок использования гранта на развитие материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива составляет не более 24 месяцев с даты его получения.
Субсидию можно получить и на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и (или) животноводства, с учётом ставок для расчёта размера субсидии.
Источник: «АПК Эксперт»